Зачем нужен футляр
При прокладке силовых или слаботочных кабелей футляр выполняет функцию кабельного коллектора, защищая проложенные линии от сжатия грунтом. Для трубопроводов он служит защитным кожухом, который предохраняет от повышенных нагрузок. Футляр используется при прокладке инженерных сетей под зданиями или сооружениями, транспортными магистралями, метрополитеном, аэродромами, а также при пересечении с действующими коммуникациями.
Преимущества технологии
- Минимум ограничений. Зона работ компактна, помехи для движения транспорта или неудобства для окружающих отсутствуют, не нарушается привычный режим деятельности. В условиях плотной городской застройки с насыщенной транспортной инфраструктурой бестраншейная прокладка нередко безальтернативна.
- Снижение расходов. Объем земляных работ и восстановительных мероприятий минимален. Требуется существенно меньше техники и людей, уложить футляр методом ГНБ получается гораздо быстрее. Особо заметной разница в расходах становится при глубоком заложении или пересечении водных объектов.
- Упрощенный ремонт сетей. Наличие футляра позволяет обновить изношенные коммуникации без рытья траншей.
- Независимость от погоды. Прокладкой по технологии ГНБ футляров для коммуникаций занимаются круглый год, в том числе при неблагоприятной погоде. Проведение работ временно приостанавливается только при температуре ниже −20 °C.
- Ограничение ущерба. Природе наносится минимальный урон, не страдает ландшафт. Серьезно уменьшается риск штрафов в сфере экологии.
Как происходит прокладка
Сначала проводятся инженерно-геологические изыскания, включая изучение гидрогеологии трассы. На основе полученных данных разрабатывается проект, в котором рассчитывается траектория бурения и подбирается необходимое оборудование. Перед началом бурения создаются стартовый и приемный котлованы, а также приямки для сбора отработанного раствора.
Этапы прокладки футляра методом ГНБ:
- Пилотное бурение. Бурится скважина небольшого диаметра. Оператор следит за движением бура по заданной траектории до точки выхода, при необходимости вносит корректировки.
- Расширение скважины. Буровую головку заменяют на расширитель и проходят пилотную скважину до тех пор, пока диаметр не достигнет нужного размера.
- Протяжка футляра. Перед завершающим прохождением к расширителю присоединяют конец футляра и протягивают заранее сваренную плеть в скважину.
Затем кабель или основной трубопровод вводят внутрь с помощью троса, используя опорно-направляющие кольца. По завершении работ отработанный буровой раствор и измельченный грунт отправляются на утилизацию. Котлованы засыпают, а территорию приводят в порядок.

















